НАСА провели перепись микробов, живущих на МКС

Специалисты Лаборатории реактивного движения (JPL) провели каталогизацию микроорганизмов и грибков, живущих на борту Международной космической станции. Речь не идет о живых организмах, которые были специально доставлены на МКС для проведения экспериментов и исследования. Мы говорим про микробы и грибки, которые свободно жить на станции. Ученые хотят выяснить, как эти организмы влияют на здоровье экипажа станции и какое влияние они оказывают на различные системы МКС. В будущем это поможет разработать более эффективные методы защиты от микробов в длительных космических полетов в глубокий космос.

Исследование, опубликованное в открытом доступе в журнале Microbiome. В пресс-релизе, размещенном на EurekAlert!

Несмотря на то, что МКС-это закрытая система, она населена различными микроорганизмами. Как они появляются? От систем жизнеобеспечения космических кораблей, прибывающих с новыми грузами и экипажами. Для максимального охвата и оценки их количества на станции ученые попросили три разных экипажа станции, чтобы собрать образцы в восьми районах МКС: рядом со смотровой иллюминатор в туалете, рядом с зоной для занятий, в столовой, в спальнях, внутри многофункциональный модуль, а также в лаборатории.

Места, где были взяты образцы для анализа

«Микробы в зданиях на Земле по-разному влияют на здоровье человека. Для экипажа станции является важным, потому что они изменили иммунную систему, они не могут обратиться в специализированное медицинское учреждение с современным оборудованием. Учитывая перспективы долгосрочного полета, важно определить типы микроорганизмов, которые накапливаются в закрытой среде, продолжительность их существования и влияние на организм человека», — говорит Кастури Венкатесваран, один из участников исследования.

В ходе исследования было установлено, что станция в основном живут микробы, связанные с человеком. Из самых известных бактерий стафилококка (26% всех изолятов), Pantoea (23%) и Bacillus (11%). Среди грибов наиболее выдающихся и Rhodotorula mucilaginosa родов Penicillium chrysogenum.

Пробы показали высокое содержание микроорганизмов, которые на Земле считаются условно-патогенными микроорганизмами, т. е. они не вызывают заболевание у здорового человека с сильным иммунитетом. Среди них: золотистый стафилококк (10% от общего количества выявленных изолятов), которые обычно живут на коже и в дыхательных путях, и энтеробактер. Это связано с желудочно-кишечным трактом человека. На Земле, они преобладают в районах, подверженных регулярной дезинфекции: спортивные залы, офисы и больницы. Это означает, что МКС имеет подобную искусственную среду, где микробиом формируется в результате человеческой деятельности.

Один из авторов исследования, доктор Checinski себя отмечает, что неясно, являются ли эти болезнетворные бактерии вызывают заболевания у станции экипажа.

Исследователи также сообщили интересный факт. В отличие от грибковых образований, которые всегда оставались стабильными, разнообразие измененных микробов. Так, в пробах, взятых во время второго полета, было выявлено большее разнообразие в сравнении с образцами, взятыми во время первого и третьего перелета. Ученые предполагают, что эта разница связана с поиском станции разных космонавтов.